Открытые профсоюзные уроки. Октябрь 2022 года

ТПО ВАО16.11.20221min190

Традиционно октябрь – месяц профсоюзных уроков. В этом году вновь, спустя два года, они проходили очно.

В округе был создан Оргкомитет по проведению профсоюзных уроков, состоялось онлайн совещание с педагогами.

6 октября акция стартовала в образовательных организациях округа. В преддверии Всемирного дня действий «За достойный труд!» в ГБОУ Школе № 1504 учителем физики и естествознания Михаилом Андреевичем Пуанкаре был проведен открытый профсоюзный урок «Шаг в профессию». В нем участвовали 30 обучающихся 10-ых классов различных профилей: медиакласс, медицинский и педагогический. Урок был насыщенным: видеопрезентации и дискуссия, работа в группах, работа с разными источниками информации, ролевые перевоплощения… Десятиклассники обсудили свои ожидания от будущего и пришли к пониманию, что для того чтобы ощущать себя счастливым, необходимо реализовать себя в профессиональной сфере. На уроке подростки исследовали механизмы вхождения в профессию и определяли эффективные способы реализации интересов молодого специалиста, в том числе с помощью профессиональных союзов. Учащиеся еще раз подтвердили, что выбор профессии – сложное и ответственное решение, от которого во многом зависит их жизнь.

Урок в ГБОУ Школа № 1795 (7 октября) был посвящён Всемирному Дню действий «За достойный труд!». Какие профессии не исчезнут? Что такое труд? Какова роль профсоюза? В ходе урока учитель русского языка и литературы Татьяна Сергеевна Зобкова поставила перед учениками 9 «А» и 10 «А» классов эти и другие вопросы. Ребята искали ответы, работая в группах, применяя цифровые технологии, используя статистические данные. Урок получился насыщенным, а финал ярким и позитивным.

На уроке «Достойный труд в XXI веке» в ГБОУ Школа №1360 были поднят объемный и глубокий материал как об истории профессиональных союзов в России, так и о вопросах трудового права современности. Для старшеклассников это было не первое занятие по теме – они уверенно чувствовали себя в работе с материалами, активно выполняли в группах разноплановые задания, работая устно, письменно, индивидуально и коллективно, у доски и в тетрадях. Широкий арсенал методических приемов, использованный учителем истории и обществознания, динамика и насыщенность урока подвели к закономерному результату – самостоятельным выводам учащихся относительно роли профсоюза в защите интересов трудящихся. Завершающей эмоциональной точкой урока Ольги Анатольевны Бровкиной стали стихи десятиклассников, посвященные профсоюзам – искренние, в чем-то наивные, но отражающие отношение ребят к тому, о чем шла речь на уроке.

10 октября в ГБОУ Школа № 1502 состоялся урок «Российские профсоюзы: история и современность». Ольга Викторовна Тарасова, педагог дополнительного образования, организовала учебное занятие для одиннадцатиклассников как урок-семинар, на котором с докладом об истории профсоюзного движения в России и мире выступили Семен Редькин и Вадим Антипов. Ребята привели немало ярких и интересных фактов из жизни трудящихся в дореволюционной России. Например, огромное количество штрафов, в том числе экзотичных (не снял шапку перед начальником) и то, что рабочие жили в казармах.

От истории профсоюзного движения перешли ко дню сегодняшнему, и все вместе обсуждали вопрос, нужен ли профсоюз в современных условиях. Мнения были разные, но в конце урока пришли к выводу, что профсоюзы нужны, так как это единственная общественная организация, стоящая на защите трудовых прав трудящихся.

14 октября в ГБОУ Школа 1080 урок в 9 классе «Профсоюзы в современном мире» провела Екатерина Юрьевна Левшина, учитель истории. Учащиеся познакомились с миссией профсоюза. В групповой работе ребята размышляли о роли профсоюза в сегодняшней жизни и его действиях по защите трудовых прав работников. Во время урока был сделан акцент на роли профсоюза в будущей трудовой жизни сегодняшних школьников.

В этот же день в 11 классе Московской международной школы состоялся профсоюзный урок «Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности». Урок вела учитель истории Ирина Владимировна Тельнова. Старшеклассники обсудили, что такое труд, какой труд можно назвать достойным. Учитель рассказала о роли профсоюзных организаций в современном мире. Ирина Владимировна объяснила, как составлять резюме по определенной схеме – важнейшее умение для поступления на работу. Работая в группах, ребята собирали резюме по определенной профессии, как конструктор. Урок по оценке ребят, был познавательным, интересным и практико-ориентированным.

21 октября урок по теме: «Трудовое право и трудовые правоотношения» провели Елена Викторовна Дубова (учитель информатики) и обществознания Мария Алексеевна Абрамкина (учитель истории) в ГБОУ Школа № 2026. Десятиклассники узнали об основных источниках трудового права; об обязанностях и правах работников и работодателей; о том, какие социальные институты защищают права наемных работников; какие пункты должны стать обязательными в трудовом договоре и многое другое, связанное с трудовыми правами и правоотношениями. Отличительной чертой урока было то, что старшеклассники, используя ИКТ, искали ответы в справочно-правовой системе «Консультант Плюс». Это позволило сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся.

Педагог-организатор ГБОУ Школа № 920 Максим Олегович Верейкин 24 октября говорил с учащимися 10 класса о том, почему «Профсоюз – ключевой фактор профессиональной успешности». Максим Олегович познакомил ребят с ролью и возможностями профсоюзной организации в выстраивании успешной профессиональной деятельности работника. Показал, как активная деятельность в рядах профсоюзной организации помогает сделать первые шаги в профессии, способствует самореализации молодых специалистов. Старшеклассники принимали активное участие в обсуждении темы урока. Максиму Олеговичу удалось заинтересовать учащихся, выстроить с ними конструктивный диалог.

Необычный урок состоялся в 10-Т школы № 2033. Учитель информатики Полина Анатольевна Саари вместе с учениками инженерного класса отправилась в путешествие, целью которого было выявить факторы и современные технологии, которые влияют на появление новых цифровых профессий. Ведущей линией урока «Цифровые профессии – путь к успешному будущему» стала цифровизация как рынка труда, так и Профсоюза.

Одной из точек маршрута было прохождение интерактивного квеста на платформе Quizizz, где ребята выявляли по описанию деятельности цифровую профессию будущего в области образования, медицины культуры и искусства. Проблемная ситуация была задана менеджером космотуризма  с целью расшифровки информации с помощью анаграмм.

На маршруте десятиклассники столкнулись и с изучением деятельности профсоюзных организаций – их активизации с помощью цифровых технологий. Ребята установили, что значит «цифра» для профсоюза. На примере развития цифровой экосистемы профессионального союза ребята выступили в качестве разработчиков будущих профессий. Выбрав направление из цифровой экосистемы профсоюза, старшеклассники не только придумали новые профессии, но и описали функционал специалистов, их надпрофессоинальные навыки и пользу для профсоюзных организаций.

Финальной точкой путешествия стало создание «капсулы будущего» в формате заполнения цифровой формы на платформе Padlet, где ребята размышляли, например, каким они видят свой путь развития в цифровом будущем.

Урок прошел интерактивно, необычно, и на одном дыхании.

Три профсоюзных урока прошли в этом году в ГБОУ Школа №1598. Все очень разные, но яркие и запоминающиеся.

Урок «Труд: право или обязанность? Трудовые права несовершеннолетних» провела Елена Андреевна Корниенко, учитель физики.  Для молодого педагога это был первый открытый урок! Классный руководитель 10 «А» ввела ребят в мир трудовых отношений, познакомив с назначением профсоюза, его задачами, в том числе для несовершеннолетних, понятиями «коллективный договор», «трудовые конфликты», ролью профсоюза в решении наиболее значимых вопросов трудовых прав трудящихся.

Урок Ирэн Владимировны Малыхиной «Достойный труд в XXI веке», опытнейшего учителя истории и обществознания, был совсем иным. Стройная логика, разнообразие приемов, активное использование цифровых ресурсов – все это включило в активную позицию каждого участника урока. Ребята работали с текстами, видеофрагментом, первоисточниками, выполняли тестовые задания в разных форматах, выступали с сообщениями, обсуждали, обобщали… Урок завершился творческой работой – созданием синквейнов к слову «профсоюз».

Тема урока, проведенного сразу двумя учителями – Натальей Сергеевной Логвиненко и Сергеем Викторовичем Чукедовым, звучит нестандартно: «Профсоюз как стиль жизни современного подростка». Тем интереснее было наблюдать, как от понятия «стиль», актуального для 15 – 17-летних, педагоги протянули логические связи к осознанию «стиля жизни» из трудящегося ровесника как образа жизни, реализующего разносторонние интересы как в сфере досуга, спорта, здоровья, так и в сфере образования, карьеры. А дальше – к тому, какое место может занимать в его жизни профсоюз.  Работая в группах, ребята исследовали в ретроспективе роль профсоюза в защите прав трудящихся несовершеннолетних, познакомились через сайты городского и окружного профсоюза работников образования с направлениями и содержанием работы профсоюзных организаций и их структурой, определяли, примеряя на себя, в чем хотели и могли бы, став работниками, получить поддержку и помощь профсоюза. Постепенно перед глазами подростков возникла сформулированная ими же в ходе урока триада, символично обозначающая миссию профсоюза – обеспечивать каждому «Развитие. Уверенность. Успех». Динамика урока была достигнута разнообразием и грамотным сочетанием форм и приемов работы: предваряющее домашнее задание, групповая работа, использование блиц опросов через QR-коды,  презентация и плакатные формы на магнитной доске – всего не перечислить. Однако это было гармонично и позволило сделать содержание доступным, глубоким и интересным для подростков. По итогам урока старшеклассники отметили, что понимают миссию профсоюзных организаций и их актуальность участия в жизни трудящихся.

За октябрь 2022 года педагоги – члены профсоюза Восточной территориальной организации провели 26 открытых профсоюзных уроков в 18 образовательных организациях округа,.

  Все вместе и каждый в отдельности педагоги стремились к реализации на уроках и занятиях цели – получения старшеклассниками знаний о Российских и зарубежных профсоюзах, профессиональной деятельности, формированию активной жизненной позиции, мотивации дальнейшего профсоюзного членства; активизации деятельности учителей общественных дисциплин, молодых специалистов, профсоюзного актива в разработке новых тем и распространении лучшего опыта проведения профсоюзных уроков в старших классах.

Тематика уроков разнообразна – актуальны темы, где просматривается связь поколений, вопросы трудового права и развития трудовых компетенций. Хочется отметить, что растет и число уроков, темы которых оригинальны и самобытны, они отражают творческий поиск учителей, свидетельствуют неформальности подхода к профсоюзным урокам.

 

Тема
«Достойный труд в XXI веке»
«Российские профсоюзы. История и современность».
«Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности»
«Труд: право или обязанность. Трудовые права несовершеннолетних»
«Шаг в профессию»
«Профессиональные союзы в современном мире»
«Основы профсоюзного движения»
«Профсоюз, работодатель, работник»
«Профсоюз – большие возможности»

«Профсоюз – это мы»

«Роль профсоюзов в экономике современной России»

«Профсоюз как стиль жизни современного подростка»

«Цифровые профессии ключ к успешному будущему»

«Гражданское общество и профсоюзы»

 

В успешном проведении профсоюзных уроков необходимо отметить роль профсоюзного актива: председателей первичных профсоюзных организаций, советов молодых педагогов, председателей МРС председателей ППО в организации. Актив является проводником информации, мотиватором, готовит социальные стенды; использует профсоюзные газеты («Профсоюз – это мы», «Солидарность», «Мой Профсоюз»), Дневник председателя ППО, методические сборники и другую профсоюзную литературу.

В этом году активно принимали участие в проведении открытых профсоюзных уроков молодые специалисты – члены СМП ТО ВАО, в образовательных организациях: Михаил Андреевич Пуанкаре (1504); Татьяна Сергеевна Зобкова (1795); Екатерина Олеговна Фомина, Екатерина Алексеевна Янова, Полина Анатольевна Саари (2033); Екатерина Юрьевна Левшина, Анастасия Витальевна Углова, Елизавета Геннадьевна Прокопенкова (1080); Ольга Викторовна Тарасова, Елизавета Петровна Суворова, Анастасия Владимировна Моторина (1502); Анна Витальевна Кондратьева (423); Лев Львович Долгопольский (1852); Даниил Игоревич Анерт (1290); Иван Александрович Михайлов (1591), Верейкин Максим Олегович (920).

9 образовательных организаций (№№ 423, 1290, 1502, 1504, 1795, 2033, 1080, 1598, ММШ) постоянно проводят профсоюзные уроки. К числу участников акции присоединились в этом году школы №№ 664, 920, 1373, 1811, 1591, 2026.

 

На уроках присутствовали:

  • Натарова Юлия Николаевна – главный специалист экономико- аналитического отдела МГО Профсоюза;
  • Захарова Анастасия Владимировна – заведующий сектором кадрового обеспечения и общего делопроизводства МГО Профсоюза;
  • Васильева Лариса Викторовна – председатель окружного совета МФП ВАО;
  • Кравцова Валентина Ивановна – председатель ТО ВАО работников здравоохранения.
  • Руководители образовательных организаций, председатели первичных профсоюзных организаций, члены Комитета ТО ВАО.

 

Гости в своих отзывах отметили, что общая тенденция профсоюзных уроков такова: учителя независимо от преподаваемого предмета, опираются на глубокое содержание и используют проблемные, практико-ориентированные ситуации, применяют широкий спектр методических форм, методов и приемов, в том числе – цифровые технологии. Большая часть уроков была проведена с использованием групповой формы организации; значительная часть уроков содержала дискуссии, обсуждения; везде доля самостоятельной деятельности учащихся приближалась к максимально возможной.

Необходимо заметить, что тематика и проблематика профсоюзных уроков была интересна учащимся и актуальна в преддверии начала трудовой деятельности. Старшеклассники охотно готовились к урокам, обсуждали предложенные вопросы, активно высказывали свою точку зрения.

И педагоги, и старшеклассники отметили потенциал профсоюзных уроков для развития таких личностных качеств учащихся, как осознание обучающимися российской гражданской идентичности; готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению; наличие мотивации к обучению и личностному развитию; способности ставить цели и строить жизненные планы.

Председатель Территориальной профсоюзной организации, сотрудники аппарата профсоюзной организации посмотрели и оценили все профсоюзные уроки.

Оргкомитет по проведению профсоюзных уроков подвёл итоги окружного этапа и определил победителей Конкурса на лучшую методическую разработку открытого профсоюзного урока: ГБОУ Школа № 1290, учитель Анерт Д.И., ГБОУ Школа № 1502, учителя Маторина А.В., Суворова Е.П., ГБОУ Школа № 1504, учитель Пуанкаре М.А., ГБОУ Школа № 1598, учителя Чукедов С.В., Логвиненко Н.С., ГБОУ Школа № 2033, учитель Саари П.А.

Методические разработки лучших уроков содержат интересные активные и интерактивные формы организации деятельности учащихся на уроке, подборку материалов для проведения практикумов и семинаров, что свидетельствует о высоком уровне профессионального мастерства педагогов и широком потенциале использования материалов названных уроков в практике других учителей.

По материалам открытых профсоюзных уроков будет издан сборник № 6 «Профсоюзные уроки».

15 ноября 2022 года в Территориальной профсоюзной организации состоится совещание председателей ППО, где будут подведены итоги открытых профсоюзных уроков.

По решению Комитета ТО ВАО все учителя, которые давали открытые профсоюзные уроки, будут награждены грамотами ТО ВАО и премиями.

 

Председатель                                                                                  Тришина О.И.

Рубрики

Оставить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *