Человеческие отношения и общие дела: То, что нас объединяет

ТПО ВАО10.05.20231min1960

«Учительская газета» №18, 2 мая

В Восточном округе Москвы 55 общеобразовательных организаций, их руководители объединены в 4 межрайонных совета директоров, а из более 16000 педагогов 78,3% являются членами профсоюза. Этот высокий показатель профсоюзного членства округ удерживает уже несколько лет подряд.

Для определения путей взаимодействия с межрайонными советами директоров в округе Восточная территориальная организация МГО профсоюза (ТО ВАО) использует различные формы.

Прежде всего организация провела аналитическое исследование по вопросам работы первичных профсоюзных организаций (ППО) в условиях больших образовательных комплексов, сохранения членской базы профсоюзной организации. Основная цель этого исследования – выявление дефицитов и опыта использования прогрессивных способов сохранения стабильности профсоюзной организации. Необходимо было определить баланс двух величин: количества и качества.

На основании выводов и была выстроена единая стратегия деятельности, направленная на развитие организационной структуры, многоступенчатое планирование, сетевое взаимодействие, модернизацию подходов, развитие корпоративной культуры.

Взаимодействие с МСД определяет задачи в деятельности территориальной профсоюзной организации. Это прежде всего:

– широкое участие профсоюза в жизни трудовых коллективов образовательных организаций;

– мотивация интереса к работе профсоюзных организаций в системе межрайонных советов директоров, формирование положительного имиджа профсоюза и мотивация профсоюзного членства;

– формирование корпоративных коллективов в образовательных организациях через деятельность ППО;

– совершенствование системы управления ППО в условиях современного образовательного комплекса.

Добиться успеха можно было, только определив пути взаимодействия с председателями межрайонных советов директоров, с руководителями образовательных организаций, сохранив и приумножив лучшие профсоюзные традиции.

Революции не было. Новая система взаимодействия складывалась не на пустом месте, а просто встроилась в новые реалии. Постепенно оформилась система взаимодействия ТО ВАО и МСД.

 

А что было раньше?

Основным принципом профсоюзной работы в округе всегда была реализация системы самоуправления через различные общественно-государственные структуры:

– советы общественных уполномоченных;

– базовые школы по направлениям деятельности (действуют и сегодня);

– окружной Молодежный центр;

– окружной Совет ветеранов педагогического труда.

Все это работало. Но пришло время меняться.

Система взаимодействия через межрайонные советы (МСД и межрайонный совет председателей ППО) является многоуровневой и многогранной. Многоплановое сотрудничество становится производственной необходимостью, оно способно оперативно и конструктивно влиять на регулирование вопросов трудовых отношений, является мощным мотиватором и средством развития трудовых коллективов, помогает совершенствовать систему управления деятельностью ППО. И решает, как сказано в положении о МСД, одну из задач советов директоров – участие в развитии и управлении системой образования Москвы.

 

Что главное в совместной работе?

1. Выполнение плана работы по реализации мероприятий отраслевого соглашения;

2. Фронтальная и индивидуальная работа с коллективами образовательных организаций.

3. Регулярное проведение совещаний и совместных встреч с участием председателя территориальной профсоюзной организации, с председателями МРС председателей ППО.

4. Совместная деятельность по реализации окружной программы «Социализация педагогов».

5. Обновление и дополнение социального пакета педагога.

Свидетельством повышение качества работы и представительской роли профсоюзного актива в образовательных организациях стало более активное участие членов профсоюза в окружных и городских программах и проектах, представительство в управляющих советах образовательных организаций и участие в разработке и принятии их локальных нормативных актов.

В 53% школ округа профсоюзное членство составило от 80 до 100%. По результатам мониторинга отмечается снижение в четыре раза количества жалоб и обращений в этих школах с 2020 года.

 

Что получается в итоге?

Социально-партнерское взаимодействие оказывает позитивное влияние на развитие образовательных организаций округа. Эта работа строится вокруг базовых школ, аккумулирующих лучший опыт деятельности по отдельным направле­ниям.

Быстро меняющаяся среда и работа в условиях многозадачности требуют оперативно доносить разноплановую информацию до каждого члена профсоюза, поэтому информационно-методическое обеспечение стало актуальной необходимостью при сопровождении социально-партнерской работы в округе.

Это достигается в том числе выпуском методической профсоюзной литературы и профсоюзной газеты. В территориальной организации 15 лет подряд выпускается «Дневник председателя», а лучший опыт обобщается в номерах профсоюзной газеты «Профсоюз – это мы», выпускается методическая литература по вопросам соцпартнерства.

Развитие социального партнерства в округе с каждым годом наращивает темпы. Его стержнем является городское отраслевое соглашение. А работа по системному планированию, контролю и анализу реализации этого документа стабилизирует коллективы, структурирует вопросы социализации работников, является основой для составления и заключения коллективных договоров в образовательных организациях.

При определении основных направлений деятельности ТО ВАО опирается на конкретные разделы и позиции отраслевого соглашения на 2023-2025 годы:

– мониторинг и обобщение опыта заключения коллективных договоров;

– информирование о профсоюзе при приеме на работу;

– информационная работа;

– обучение по охране труда;

– конкурсы по охране труда и многое другое.

Вопросы социального партнерства и регулирования социально-трудовых отношений являются приоритетными в округе и обсуждаются на совещаниях и рабочих встречах разного уровня.

Например, в Клубе молодых директоров, работающем в округе много лет, обсуждаются совместные проекты, проходят мастер-классы и выступления по обмену опытом работы. Реализуется программа «Молодые директора – молодым педагогам».

Подписаны соглашения о сотрудничестве между ТО ВАО и образовательными организациями по различным вопросам и направлениям деятельности.

Также сообщения об эффективной практике работы образовательных организаций округа по вопросам социального партнерства заслушивались на заседаниях Отраслевой городской комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Только при непосредственной поддержке директоров образовательных организаций можно добиться значимых успехов в вопросах развития социального партнерства.

Вот некоторые из достижений.

В 2020 году школа №2036 заняла первое, а школа №1290 второе место в конкурсе «На лучшую организацию работы в области охраны труда…».

В 2022 году школа №2036 заняла первое место в конкурсе «Лучший уполномоченный по охране труда МГО профсоюза».

В первом конкурсе на предоставление грантов МГО профсоюза грантополучателем стала школа №1504 за проект «Чтение – корпоративный стиль команды школы №1504 и культурный код».

Проектная деятельность по охране труда стала основополагающей во взаимодействии территориальной профсоюзной организации и МСД №10. Трендом обмена опытом по социальному партнерству на круглых столах стал МСД №11. Направлением в вопросах взаимодействия окружного профсоюза и МСД №12 стала тема «Корпоративные ценности». Ведущая роль в контроле за работой с ветеранами педагогического труда принадлежит председателю МСД №13 В.П.Рытикову.

Нельзя не отметить окружной проект «Время инноваций». Под непосредственным руководством директора школы В.Л.Чудова и территориальной профсоюзной организации молодые педагоги образовательных организаций в течение двух лет разрабатывали и защищали свои проекты.

Окружные проекты «Виват, спорт!», «Достояние России», «Будь здоров!» и многие другие объединяли для совместной деятельности работников дошкольных отделений образовательных организаций.

Главное же в этих проектах – участниками стали все образовательные организации округа.

Основным результатом взаимодействия территориальной организации с МСД стали:

– количественный рост образовательных организаций;

– 53% с численностью членов профсоюза от 80 до 100%;

– стабильность профсоюзного членства;

– конструктивные отношения коллег;

– создание окружной корпоративной команды.

Ключевые текущие задачи совместной работы в округе направлены на дальнейшее развитие и совершенствование системы социального партнерства, проведение экспертной оценки коллективных договоров, а также расширение форм социализации педагогов.

Если визуализировать все это, то можно представить, что составляющие взаимодействия МСД и территориальной профсоюзной организации можно разместить на 12 гранях додекаэдра как символа гармоничного многомерного пространства, где каждая плоскость только вместе с другими создает объем.

А скрепляют эти грани человеческие отношения, которые одновременно и цель, и средство нашего общего дела.

Ольга ТРИШИНА, председатель Восточной территориальной организации МГО Общероссийского профсоюза образования, кандидат экономических наук

Рубрики

Оставить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *