«Чтение – корпоративный стиль команды и культурный код»

ТПО ВАО20.11.20231min1610

Рытиков Валентин Павлович, директор ГБОУ Школа №1504

Иванова Елена Сергеевна, заместитель директора ГБОУ Школа №1504

Громова Светлана Викторовна, председатель первичной профсоюзной организации ГБОУ школа №1504, учитель русского языка и литературы

Ливенцева Вера Анатольевна, старший методист ГБОУ Школа №1504

 

Грант Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования Проект «Чтение – корпоративный стиль команды и культурный код».

Ежегодно ГБОУ Школа №1504 показывает стабильную динамику роста в рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников.  За таким постоянством стоит работа команды профессионалов. Одной из важнейших задач, поставленной перед руководителем образовательной организации, является развитие корпоративной культуры как основы сплочения профессионального коллектива и укрепление профсоюзной команды. В нашей статье мы хотим поделиться опытом проведения выездных семинаров, ставящих цель обучить командообразованию и способствовать развитию корпоративной культуры.

В 2021-2022 учебном году ГБОУ Школа №1504 приняла участие в I конкурсе на предоставление Грантов Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования первичным профсоюзным организациям со стопроцентным профсоюзным членством и представила проект «Чтение – корпоративный стиль команды и культурный код». Наш школа стала победителем конкурса и получила Грант на реализацию проекта.  Данный проект стал эффективным механизмом взаимодействия развития профессиональной деятельности с системой ценностей, традициями, нормами и правилами, которыми мы руководствуемся в своей деятельности.

Разработка данного проекта стала для нашей команды уравнением с тремя неизвестными, которые можно представить через вопросы:

  • Что такое корпоративная культура?
  • А что есть – корпоративная культура образовательной организации?
  • Какая она – корпоративная культура команды нашей школы?

Понятие корпоративной культуры чаще можно встретить в мире бизнеса – это правила и ценности компании, на которых основаны коммуникации между сотрудниками и работа внутри всей организации. Внешние атрибуты корпоративной культуры можно увидеть в стиле общения, модели поведения сотрудников, в традициях компаний, эмблемах, слоганах или девизах, в корпоративной прессе.

Для большой московской школы – это лидеры: директор, председатель профсоюзной организации, заместили директора, руководители предметных кафедр и рабочих групп, председатель совета старшеклассников, председатель Управляющего совета. Каждый лидер объединяет вокруг себя команды, которые разрабатывают, предлагают, реализуют различные направления в работе школы. Отправной точкой проекта стал поиск ответа на вопрос, что же может объединить таких разных лидеров и соответственно весь коллектив школы?

В основе проекта корпоративной культуры ГБОУ школа №1504 лежит стратегия, которую в дошкольной педагогике и психологии Лев Семёнович Выготский называл культурным знаком. Мы с Вами говорим об этом как о культурном коде, но в историческом разрезе – это культурное наследие.

Чтение! Именно чтение способно объединять, стирать разногласия и границы, и в то же время учит эти границы уважать, ценить индивидуальность и самобытность как отдельной личности, так и целой культуры.

Выездные семинары – это традиционное мероприятие, направленное на адаптацию новых сотрудников в команде, кросс-функциональное взаимодействие, повышение профессиональной мотивации, проектную работу, формирование корпоративного духа, эмоциональную разгрузку и профилактику профессионального выгорания.

Предлагаем вам познакомиться с формами проведения и инструментами по организации выездного семинара для команды школы на примере мероприятия ГБОУ Школа №1504 «Чтение – корпоративный стиль и команды».

Первый шаг – определение цели, формата, концепции и места мероприятия. Для нашей школы – это мероприятие было завершающим в годовом цикле по развитию корпоративной культуры. На этом этапе неоценимую помощь оказывает ТО ВАО МГО Общероссийский Профсоюз образования во главе с председателем Ольгой Ивановной Тришиной. Традиционно мы выбираем площадку для проведения частное учреждение дополнительного профессионального образования “Центральные профсоюзные курсы Московской Федерации профсоюзов” в Московской области г. Пушкино, р-п. Правдинский.

Второй шаг – это рабочая группа по разработке плана выездного семинара. Важно, чтобы участниками этой группы были лидеры школы и молодые специалисты, именно на этом этапе закладывается уровень развития профессиональных связей команды. Небольшие рабочие группы, рабочие чаты в мессенджере, содержательные онлайн-встречи, несколько организационных совещаний – это эффективные формы включения в организаторские элементы мероприятия лидеров школы и потенциальных будущих лидеров.

Третий шаг – разработка плана мероприятия. Наш семинар имел несколько красных линий: чтение-культурный код, профессиональное общение – как профессиональное обучение и профилактика выгорания, эмоциональный заряд и отдых в команде.

Когда мы говорим о команде, то решаем важные задачи базовых ценностей корпоративной культуры через обучающие лекции и активные формы работы, которые предполагают общение, взаимодействие, обучение.  Проект «Чтение – корпоративный стиль команды ГБОУ Школа №1504 и культурный код» реализуется через три направления: среда, события, команда.

Были задуманы и успешно реализованы следующие мероприятия:

  1. 1. Подаркообен книгами. Каждому участнику семинара заранее было предложено выбрать и привезти с собой книгу, которая для него что-то значит, и участник готов ее рекомендовать для прочтения. На книге или сопровождающей открытке необходимо было написать от кого эта книга и по желанию сопроводить напутственными словами. В первый день семинара прошел обмен книгами: все книги были разложены в одинаковые пакеты с символикой ГБОУ Школа №1504 и розданы случайным образом всем участникам.
  2. Вечер культурного образца от директора ГБОУ Школа №1504 Рытикова В.П. «Корпоративный стиль и культурный код (базовые штрихи)». Нельзя переоценить живое общения руководителя с коллективом: увидеть ценности, понять контекст всех процессов в образовательном комплексе, ощутить и принять «базовые штрихи» культурного кода команды. Вечер выездного семинара был «живым» диалогом руководителя с коллегами о причинах возникновения и истории этикета, содержании понятий «светского и делового этикета», главном назначении делового этикета.
  3. Тренинг-игра «Корпоративная культура: от аргументации к образовательному бизнес-плану». Активные формы работы с коллективом повышают профессиональную рефлексию и вызывает стремление к самосовершенствованию. Групповой тренинг позволил обобщить знания и пополнить багаж сведений о корпоративной культуре, укрепить и совершенствовать навыки ведения беседы, самоанализа, качественного межличностного взаимодействия, способствовать сплоченности коллектива. В рамках тренинг-игры все участники семинара были разделены на 9 команд по 5-6 человек. Команды решали 3 задачи: подбирали аргументы к тезису, давали определение корпоративной культуре и предлагали свой алгоритм развития корпоративной культуры в нашей школе. По традиции все предложенные идеи обязательно будут основой для профсоюзной деятельности коллектива.
  4. TED – выступления. Эффективный формат, который вдохновляет, притягивает к себе внимание, оставляет глубокие впечатления. Спикер делится своей идеей, исследованием, историй. Наши TED – выступления раскрыли творческий потенциал педагогов через интересные идеи, опыт, переживания и ожидания. Спикеры рассказали о том, как пришли в профессию, говорили о своих наставниках, о профессиональных проблемах. Тематика выступлений была проста и близка каждому. Представляем наших выступающих и их темы:

– Паневина Ксения Сергеевна «Учитель и ученик растут вместе»;

– Баранов Михаил Сергеевич «Адъюнкт-преподаватель-доцент-учитель»;

– Легенченко Мария Владимировна «Общаться с родителями, как?»

– Пуль Элеонора Николаевна «Учитель – многогранный актер, или мой тернистый путь в профессию»;

– Колтаков Денис Олегович «Может ли знание математики упростить жизнь?»;

– Лупандина Анастасия Кирилловна «Классный руководитель: каким его вижу я?»;

– Деноак Александра Андреевна «И жизнь, и слезы, и любовь».

  1. Творческая мастерская по созданию коллективной работы. Заключительной частью образовательной тренинг-игры стала творческая мастерская, которая помогла раскрыть учительский потенциал и вдохновить коллег на новые свершения. Именно творческая часть вызвала бурю эмоций, она не только оставила приятные воспоминания, но и создала продукт совместного творчества – картину по мотивам творчества П. Пикассо «Дома».
  2. Спортивный квест на командообразование. Основная цель сплачивающих игр – снять эмоциональное напряжение, создать благоприятную атмосферу для общения. Чем благоприятнее обстановка и микроклимат в команде, тем выше показатели ее эффективности и успешности. Психологический комфорт воздействует на рабочий процесс и его результаты.
  3. Корпоративная айдентика. Айдентика — это все, что связано с визуальной презентацией организации и команды. В рамках I конкурса Грантов МГО наша школа стала победителем с проектом «Чтение – корпоративный стиль команды и культурный код». Данная тема стала фирменным стилем школы. В новой эмблеме, которую разрабатывал коллектив школы на предыдущем выездном семинаре, нашли отражение уже привычные синий и жёлто-золотистый цвет, а также перо, символизирующее творчество. Добавилась книга – источник знаний и новых открытий, а также здание университета, ведь школа готовит всех ребят к взрослению и новым этапам в жизни. На выездном семинаре всем участникам были вручены блокноты, ручки, календари, блокноты и даже пакеты с новой эмблемой.
  4. Экскурсионный маршрут от профсоюза ТО ВАО. Завершился выездной семинар традиционным экскурсионным путешествием. В этот раз коллектив школы отправился в жемчужину Золотого Кольца России – Сергиев Посад.

 Подведение итогов и обратная связь. Важным моментом выездного мероприятия становится подведение итогов. Интересным форматом стал рефлексивный круг у костра, где огонь заменил интерактивный камин на экране и возможность открытого микрофона для всех участников.

Сегодня нет универсальной схемы корпоративной культуры московской школы, но, используя подходы, которые мы представили в статье, можно выстроить свое видение модели корпоративной культуры.

Нашей команде работа по развитию корпоративной культуры помогает:

  • укрепить организационное единство Профсоюза и социальную включенность;
  • расширить возможности и ресурсы Профсоюза как организации с корпоративными ценностями и философией;
  • развивать инновации и творчество в деятельности коллектива;
  • решать социокультурные вызовы, трудовые и межличностные конфликты;
  • снизить профессиональную тревожность.

Для нас развитие корпоративной культуры команды ГБОУ Школа №1504 – это залог профессиональной и профсоюзной деятельности, аналог живой мысли и культурный код качественного московского образования.

 

Рубрики

Оставить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *